Машино-места в подземных помещениях жилых домов получат статус объектов недвижимости
Уже в конце этого года машино-места, находящиеся в цокольных этажах многоэтажек, можно будет официально внести в реестр объектов недвижимости. Сейчас покупки-продажи парковочного пространства являются огромным теневым рынком, который никак не зарегулирован государством.
Однако вскоре правовые лакуны будут ликвидированы, и парковочные места можно будет официально регистрировать в собственность через органы Росреестра. Об этом рассказал руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов, и сообщил "РГ", что "такие объекты должны иметь четкие координаты, для того чтобы присвоить им кадастровый номер".
Помощник министра экономического развития Елена Лашкина подтвердила "РГ", что в минэкономразвития разработан законопроект, который вносит изменения в ряд документов, касающихся "вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения". И пояснила, что это делается "для получения возможности постановки на государственный кадастровый учет неизолированных объектов для их дальнейшего признания объектами недвижимости. Предполагается, что в первую очередь, положения законопроекта позволят урегулировать правоотношения, возникающие при приобретении гражданами парковочных мест, расположенных в зданиях, сооружениях".
По словами Игоря Майданова, поправками вводится понятие "площадки", что дает возможность указать правильные координаты конкретного парковочного места. Когда этот вопрос будет законодательно урегулирован, человек, получивший право собственности на отдельно взятое машиноместо, сможет его беспрепятственно купить, продать, подарить, переоформить в собственность на другое лицо. Если инициатива минэкономразвития будет принята, то появится возможность получать свидетельство о регистрации права собственности как на объект недвижимости.
Как сообщили из информированных источников, в мае прошлого года минэкономразвития разъяснило в своем письме, что на настоящий момент российским законодательством не предусмотрена регистрация права собственности на парковочное место как на отдельный объект недвижимости. Основное препятствие - статья 130 ГК РФ, которая в действующей редакции не признает парковочное место самостоятельным объектом недвижимости, право на которое может быть зарегистрировано в ЕГРП. В связи с этим регистрация права собственности на парковочные места как на отдельный объект недвижимости возможна только после внесения изменения в действующие нормативные акты, прежде всего в Гражданский кодекс".
Пока же, согласно действующему законодательству, машино-места, расположенные на цокольных этажах многоквартирных домов, являются их неотъемлемой частью и приравниваются к общедомовой собственности. Однако на практике застройщики очень активно продают машино-места всем желающим по договору уступки права, настаивая, что парковочное пространство относится к нежилым помещениям. "Такие продажи без решения общедомового собрания собственников являются прямым нарушением закона, - рассказала "РГ" глава НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.
Например, позвонив в одну из компаний-застройщиков в Подмосковье, "РГ" выяснила, что парковочные места в цокольных этажах одной из новостроек можно купить по договору уступки права. Корреспонденту пояснили, что компания относит это пространство на цокольных этажах дома не к общедомовому имуществу, а к нежилым помещениям, у которых уже имеется четыре собственника.
Руководитель гражданской практики юридической компании LexProf Семен Смирнов рассказал "РГ", что в большинстве случае парковочные места в многоэтажках приобретаются по договору купли-продажи доли в общей долевой собственности на объект недвижимости, которым выступает помещение подземной парковки в целом. "Это обусловлено тем, что юридически затруднительно выделить парковочное место как самостоятельный объект недвижимости. Кроме того, долевые собственники имеют возможность на законных основаниях без оформления сервитута пользоваться местами общего пользования на парковке (лестничные площадки, проезды между парковочными местами и так далее)", - пояснил Смирнов.
И рассказал, что существуют прецеденты, когда для организации управления парковкой собственники парковочных мест создают ТСЖ, что противоречит самому смыслу товарищества собственников жилья, ведь парковочное место жилым помещением не является. Но, учитывая дефицит парковок, такая практика достаточно распространена.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6901 от 17 февраля 2016 г.