Печать

Бабушкин взвоз
Три квартала от набережной Космонавтов до Соборной площади называются Бабушкиным взвозом.

В Саратове волжские взвозы начинаются внизу, у подножия крутого берега реки Волги и столь же круто поднимаются по береговому склону в город. Грузы приходилось взвозить, то есть поднимать, устремлять вверх.

Н.Г. Чернышевский писал, что «проулки спускались к Волге... взвозы очень крутые, тогда еще не были мощеные, были сильно изрыты весеннею водою в течение столетий». Впоследствии даже мощение не спасло взвозы от рытвин, ухабов и колдобин. В 1909 году полицмейстер предупреждал городскую управу о невозможном состоянии Бабушкина взвоза, где ломаются колеса, опрокидываются возы, и если взвоз не будет приведен в порядок, то он будет закрыт для проезда.

Совершенно иным увидел здешнюю картину будущий писатель К. Паустовский, побывав в Саратове в 1915 году. В автобиографической повести он рассказывает: «Я попал в улицы боковые, в проулок на Бабушкин взвоз, где в вихре сухого снега слетали с горы на салазках мальчишки. Мне понравилось, лежа на салазках ничком, проноситься мимо домишек, пылавших из-за оконных стекол геранью. И, признаться, я позавидовал обитателям этих домишек».

Существует легенда, что давным-давно около Волги на взвозе в маленькой избушке жила старая-престарая бабушка. Она умела печь вкусные пироги, приготовлять из ягод и трав приятные напитки. Эту добротную продукцию у нее покупал волжский работный люд. Они говорили: «Пойдем к бабушке на взвоз», а позднее стали призывать: «Идем на бабушкин взвоз». Но это предание. Из документов, однако, видно и другое толкование происхождения названия этого взвоза.

В третьей четверти XVIII века иногда по фамилиям крупных купцов, которые в городе были широко известны, давали названия улицам и переулкам, связанным с их деятельностью. Тогда в городе был известен и Иван Бабушкин как подрядчик, занимавшийся доставкой по подрядам (договорам) соли в крупные поволжские города и в иные места. Вместе с братом Степаном они имели дело в рыбной промышленности. Возможно, дома братьев Бабушкиных стояли внизу будущего Бабушкина взвоза. А еще ниже, на самом берегу Волги, могли находиться их 35 рыбных амбаров. В документах встречается название — «Взвоз купца Степана Бабушкина».

В прошлом начало взвоза у Волги было буквально устлано перевернутыми лодками. Рядом стояла масса ломовых извозчиков, готовых везти с пристани грузы. С левой стороны решетчатым забором была отгорожена большая площадка пароходного общества «По Волге». Здесь лежали покрытые брезентом ящики, тюки, кули, бочки, мешки и другие грузы.

С правой стороны выделялось громоздкое деревянное строение с верандой, в которой располагались то трактир «Навигация», то чайная «Приволжская». Сменялись хозяева, изменялись и вывески. Выше на взвозе, почти у самой ул. Большой Сергиевской, высился, как бы паря над всеми лавчонками и хибарками, большой двухэтажный «Приволжский вокзал» Григория Ивановича Барыкина, известного саратовского купца. Заведение Барыкина было ресторанно-увеселительного типа. Здание «Приволжского вокзала» с башенками на крыше и обширной со стороны Волги галереей с театральными подмостками украшало этот уголок города. Перед вокзалом был устроен небольшой садик.

На левой стороне взвоза, где ныне здание поликлиники водников, в первой половине XIX века во дворе стояло небольшое одноэтажное строение духовного училища. В нем учился Николай Чернышевский, по окончании обучения переведенный в духовную семинарию. Однако в народе духовное училище на взвозе называли тоже семинарией, что и дало двум кварталам взвоза имя «ул. Семинарская». По инвентаризационной описи улиц, площадей и иных магистралей Саратова на 1879 год известно, что по городскому плану эти два квартала действительно числятся ул. Семинарской, а по названию жителями — Бабушкиным взвозом. Это название, возможно как более романтичное, закрепилось за взвозом. Победила бабушка с пирожками и купцы Бабушкины.

Бахметьевская улица
Проходит от ул. Горького до ул. Рахова.

В 1830—1840-е годы, когда интенсивно стала застраиваться окраинная городская территория, на месте будущей улицы согласно утвержденному плану Саратова появилась первая застройка деревянными особняками, а затем оформилась улица. Ее прозвали Уединенной. Но к середине XIX века за улицей закрепилось новое имя — Бахметьевская. Видимо, на ней поселился известный в городе человек, возможно богатый помещик, по фамилии которого и назвали улицу.

В 1954 году, в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией, Бахметьевской улице было присвоено имя Богдана Михайловича Хмельницкого (ок. 1595—1657), гетмана Украины, выдающегося государственного деятеля, полководца и дипломата.

В 1648 году на Украине вспыхнула народная война против панской Польши, против тяжелого социального и национально-религиозного гнета со стороны польских феодалов. Эту борьбу украинского народа возглавил Богдан Хмельницкий. Под его руководством восставшие в сражениях с королевскими войсками не раз одерживали победу. Но окончательно освободиться от гнета польских феодалов украинский народ не мог. Богдан Хмельницкий обратился к русскому правительству с просьбой принять Украину в состав Российского государства. В 1654 году на Переяславской раде было принято решение о воссоединении Украины с Россией, «чтобы вовеки все едино было».

В апреле 1991 года, под предлогом возврата к старым названиям улиц, имя Б. Хмельницкого было упразднено, и улица опять стала Бахметьевской. В краеведческой литературе фамилию помещика, давшего имя улице, связывают с Николаем Ивановичем Бахметьевым (1807-1891). Его родина — село Бахметьевка Аткарского уезда. Семья Бахметевых была музыкальной, имела из крепостных оркестр, хор и домашний театр, но в начале XIX века какие-то причины заставили их продать своих крепостных актеров (около 30 человек) в казну за 30 тысяч рублей ассигнациями. Мальчик, росший в такой музыкальной среде, к тому же сам одаренный, к десяти годам виртуозно играл на скрипке. По окончании Пажеского корпуса он был определен на военную службу. Участвовал в русско-турецкой войне 1828—1829 годов, состоял при дипломатическом посольстве князя Орлова в Константинополе. После Адрианопольского мира продолжал служить в армии и в 1848 году в звании полковника ушел в отставку. Зиму он проводит в Саратове, а с весны до осени — в своем имении в селе Бахметьевка. Николай Иванович Бахметьев — автор около 120 музыкальных произведений, в том числе 32 духовных. Его городские романсы «Борода ль моя бородушка», «Ты ль душа моя, красна девица», «Песнь ямщика», «Колечко» пользовались успехом, а из духовных сочинений известность получили «Литургия» и «Глория Домини».

Улица Бахметьевская мало сохранила свой старый облик. Прежняя застройка сменилась современными многоэтажными зданиями. Особенно следует отметить первый квартал, являющийся, по сути, молодежным, ибо застроен студенческими общежитиями медицинского и аграрного университетов, педагогического института.

Белоглинская улица
Начинается от ул. 53-й стрелковой дивизии и заканчивается ул. Пугачевской. Пролегает улица по засыпанному Белоглинскому оврагу, отсюда и ее название.

К началу XIX века Саратов сильно вырос, и застройка доходила до нынешней ул. Радищева. Но по берегу Волги узкой полосой она протянулась и дальше, до имевшегося большого оврага. Он начинался у подножия Лысой горы и своим рождением, вероятно, обязан изобильным родникам, бившим здесь. Ручейки родниковой воды промыли два расположенных параллельно овражка, далее соединились в речку, которая и образовала овраг, протянувшийся до Волги.

На планах города 1803, 1810 годов внутри обрисовки берега оврага написано «Речка Белая Глинка».

Почему таково ее название, не установлено. Но название перешло на овраг, а затем и на сложившуюся здесь улицу.

Первые строения, сооруженные в устье оврага, отмечены на плане Саратова 1803 года. Палевом берегу были пивоварня, кирпичные сараи, батальонный лазарет, смирительный дом, провиантские магазины. Далее вверх по течению Белой Глинки на берегу находилось старообрядческое кладбище, а еще дальше — жилая слобода.

У самого берега Волги через овраг был сделан мост. Перейдя его, можно было попасть (на правом берегу оврага) на огромное городское кладбище с богадельней и небольшой деревянной церковью во имя пророка Ильи. С открытием Воскресенского (Пичугинского) городского кладбища захоронения у Белоглинского оврага прекратились. Ныне часть этого кладбища занимает Ильинская площадь, застроенная в основном во второй половине XIX—XX веках.

С освоением прилегающей к оврагу местности, «густо заселенной беднейшими обывателями города», в мешающий овраг стали сваливать землю, навоз, строительный мусор, шлаки и отходы производства. Получились запруды, сквозь которые с трудом пробивалась вода. Образовалась серия водоемов, среди которых были Лягушачий, Скворцовский, Шехтелевский, Штафский и другие. Особенно «славился» своей вонью пруд у моста на Астраханской улице, в который спускал отходы дрожжевой завод Зейферта. В 1892 году овраг был засыпан.

Из интересных объектов на Белоглинской улице малоизвестным является мебельная фабрика Е.В. Ступина. Надстроенное здание его заведения до сих пор стоит на углу при пересечении с ул. Вольской. В 1899 году Ефим Васильевич, купец 2-й гильдии, имел мануфактурный магазин и два мебельных. В своем доме на Шелковичной улице, у Волги, он открыл мебельную мастерскую, а в 1911 году на углу Вольской и Белоглинской улице выстроил двухэтажное здание мебельной фабрики, на которой работали 100— 250 человек в разные годы. На фабрике делали мебель художественную, конторскую, паркет, выполняли строительные столярные работы. Годовое производство доходило до 300 тысяч рублей.

Рядом с мебельной фабрикой находится дом Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870—1905) — одного из самых поэтичных и своеобразных художников. Виктор Эльпидифорович родился и провел более половины своей жизни в Саратове. Заниматься живописью он начал в домашней студии (клубе) художника В.В. Коновалова, затем в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, Академии художеств в Петербурге и студии Ф. Кормона в Париже.

В Саратове Борисовым-Мусатовым созданы его лучшие работы: «Гобелен», «Водоем», «Осенний мотив», «Автопортрет с сестрой» и другие. В результате поездки в имение Слепцовка создается большое элегическое полотно «Осенний мотив», хранящееся в Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева.

Два десятилетия улица носила имя великого русского художника, но в апреле 1991 года опять стала именоваться Белоглинской.

Большая Горная
Находится на склоне Соколовой горы, проходит от Большой Затонской улицы до проспекта 50-летия Октября.

В середине XVIII века в документах упоминается Горная слободка, расположенная где-то в начале нынешней улицы. Позднее здесь, под Соколовой горой, было поселение пахотных солдат. Улица, сложившаяся «на горах», то есть на склоне Соколовой горы, получила название Горной.

Впоследствии, с появлением параллельной ей, но более короткой Малой Горной улицы (между ул. Большой Затонской и Трудовым пер.), старую улицу Горную стали называть Большой Горной.

Улица Большая Горная очень протяженная. До сего времени здесь можно увидеть самую разнообразную застройку — от деревянных домиков в три окошка до двухэтажных каменных особняков. Среди последних выделяются постройки с цветной кладкой. Чрезвычайно интересным в архитектурном отношении является здание детской больницы, построенной в 1898 году по проекту архитектора В.Л. Владыкина на пожертвованные Д.С. Поздеевой, вдовой купца.

На углу улиц Большая Горная и Некрасова, где в сквере поставлен памятник героям-молодогвардейцам Краснодона, находилась Свято-Николаевская церковь, сооруженнаяв 1903-1904 годах и разрушенная в 1930-е годы. Автором храма был Юрий Николаевич Терликов (1864-1914), выпускник Института гражданских инженеров. Здание Свято-Николаевской церкви было пятикупольное, с высоко поднятой на барабане «византийского стиля» центральной главою. Использованы и многие другие детали византийского стиля. Расположенная на склоне Соколовой горы, отделенная широким Глебучевым оврагом от застройки центральной части города и окруженная малоэтажными деревянными строениями церковь хорошо просматривалась, доминируя над окружающей местностью.

Знаменательным был участок ул. Большой Горной с прилегающими улицами Хвалынской и им. Розы Люксембург. Здесь располагалась саратовская казачья станица Астраханского казачьего округа. На 1 января 1885 года в станице насчитывалось 195 дворов с 1011 жителями. Управлялась станица своим атаманом и правлением, имела собственный суд и казначейство. Казаки как воинское сословие состояли в общей системе вооруженных сил России. С 18 лет начиналась и целых 20 лет продолжалась военная служба казака, на которую он должен был явиться в полном обмундировании, снаряжении и на коне.

В свободное от службы время на выделенной и поделенной на наделы (паи) земле казаки занимались хлебопашеством, содержали огороды и бахчи, плантации подсолнечника. Все, что оставалось от заготовки запасов для семьи, коней и скотины, продавалось. Располагали казаки и сенокосными угодьями на берегах Волги и Казачьем острове у Саратова. После заготовки зернофуража и сена остатки тоже шли на продажу. Следовательно, хозяйство казаков было товарным. На доходы со своего хозяйства казак покупал коня, зимнее и летнее обмундирование и все иное, что необходимо для несения военной службы.

В станице и окрестных кварталах не было ни церкви, ни школы. Под церковь приспособили небольшое деревянное строение бывшей гауптвахты острога. Будучи маловместительным, такая церковь не удовлетворяла верующих, поэтому станичное начальство и жители ближайших кварталов обратились с просьбой разрешить построить каменную церковь, которая по получении разрешения была заложена рядом с деревянной. Сооружалось новое здание на средства купца М.Г. Вирцева. В 1843 году церковь была готова и освящена. В ней устроили три придела, главный — во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Позднее стараниями купца В.Л. Орленинова были расширены левый и правый приделы. В 1930-е годы церковь была закрыта, в ней расположился кинотеатр, затем рабочий клуб. А через несколько лет ни клуба, ни церкви уже не стало.

Большая Казачья
Начинается от ул. Горького и заканчивается на ул. Аткарской.

Слово «казаки» заимствовано у тюркских народов и в переносном смысле означает «вольные люди». Кстати, и термины «есаул», «атаман» тоже тюркского происхождения. После распада татаро-монгольского государства Золотая Орда образовались Казанское, Астраханское, Крымское ханства. Между ними и Московским государством лежала огромная лесостепная и степная запустелая территория, которая не принадлежала ни Московскому государству, ни татаро-монгольским ханствам. Эта ничейная земля, используемая для пастбищ и стойбищ кочевыми народами, получила название Дикое Поле. Вот сюда, в Дикое Поле, в незаселенные и спокойные места бежали от тяжкой доли угнетенные люди и иные «беспокойные». Со временем они объединялись в ватаги. Одновременно в XV—XVII веках на южных границах Русского государства из «вольных людей» сложилось особое военное сословие — казачество.

В начале XVIII века в Саратове появилась Саратовская казачья команда, в которую, видимо, вошли местные служилые люди и переведенные из других городов. В 1721 году все местные казаки были объединены в Саратовскую казачью станицу.

Казаки несли в крепости караульную службу, посылались в походы провожатыми, чинили воинский промысел против вороватых людей. С образованием в 1750 году Астраханского казачьего полка Саратовская станица вошла в его подчинение. С реорганизацией Астраханского полка в казачий округ Саратовская станица вошла в третий полк.

В 1774 году после пожара Саратова астраханский губернатор Кречетников в докладной записке по плану застройки города писал, что казаков надо селить за городским валом в специально отведенных кварталах, «как они люди оружейные, то, имея их у самого города на близком жительстве, скорее можно при случае каких-либо на базаре смятений или драк оные укрощать...».

Появившуюся на месте казачьего поселения улицу документы 1813 года называют Большой Казачьей. Казаки здесь обжились, завели хозяйство: появились конюшни, коровники, овчарни с домашним скотом. Над улицей и прилегающей к ней округой поплыли ни с чем не сравнимые ароматы. Попытка свозить навоз и заваливать топкие места от неприятных запахов не избавила. В городскую управу посыпались жалобы. В конце концов было решено выселить казаков из центра города на пустопорожние земли между двумя отрогами Глебучева оврага.

С переселением казаков в середине века стихийно возникшее название улицы — «Большая Казачья» было заменено на «Театральная», поскольку начиналась она недалеко от здания театра, построенного на площади. С 40-х годов прошлого века это новое название, наряду со старым, встречается на планах и в газетах. К концу века оно стало малоупотребительным, и старое название — Большая Казачья улица — его вытесняет и «доживает» до 1931 года прошлого столетия, когда улице присвоили имя И. С. Кутякова. Через три года Кутяков был объявлен врагом народа, арестован и приговорен к высшей мере наказания. Улице вернули прежнее название «Большая Казачья». В 1938 году в связи с юбилеем Ленинского комсомола она была переименована в ул. 20-летия ВЛКСМ. В 1991 году ее снова переименовывают в Большую Казачью.